Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу на сайте. Пожалуйста, обновление браузер, чтобы улучшить качество работы с сайтом.
Каталог

Астрофото: особенности оборудования и выбор объектов для съемки

Ноябрь 2011

телескоп для астрофотографииЛюбители астрономии говорят: «Нет такого визуальщика, который не мечтал бы стать астрофотографом». И действительно, хотя процесс визуальных наблюдений – это особое, ни с чем несравнимое удовольствие, разные причины побуждают людей заняться астрофотографией. Кто-то хочет поделиться красотой небес с окружающими, кому-то просто хочется увидеть больше: ведь при визуальных наблюдениях даже самые яркие и интересные объекты дальнего космоса выглядят невзрачными серыми пятнышками, а более тусклые и вовсе не видны. При фотосъемке же даже небольшой телескоп покажет их в цвете с незаметными человеческому глазу подробностями. Да и на снимках планет зачастую можно рассмотреть больше мелких деталей, чем визуально. Опытные астрофотографы-любители получают снимки ничуть не хуже, чем фото с телескопа Хаббла.

Конечно, для того, чтобы достичь значительных результатов, недостаточно хорошего оборудования, едва ли не большую роль играет последующая обработка полученных исходных изображений. Но навыки обработки приходят с опытом, а телескоп для астрофотографии лучше приобрести сразу. Ясных ночей не так уж много, чтобы тратить их на борьбу с непокорным «железом».

Кто такие «планетчики» и «дипскайщики»?

Обычно астрофотографы специализируются по видам съемки как «планетчики» (снимают Луну и планеты) или «дипскайщики» (снимают галактики, туманности, звездные скопления, кометы и т. п.). В зависимости от этого различается используемое оборудование, методы обработки изображений, а требования к условиям съемки зачастую и вовсе противоположны. Так, если для съемки планет и Луны необходима спокойная атмосфера (даже если она будет не очень прозрачной), так называемый «синг», то для получения хороших снимков дипскай-объектов важна именно прозрачность и отсутствие засветки, а спокойствие атмосферы непринципиально.

Рассмотрим астрофотографию объектов дальнего космоса, или дипскай, они же DSO (deep-sky objects). Все DSO имеют очень низкую поверхностную яркость, поэтому человеческий глаз даже с помощью самого большого телескопа видит их черно-белыми и не видит всех деталей их строения. В отличие от него, фотопленка или матрица фотоаппарата при съемке с длительными выдержками может накапливать свет, падающий на нее в течение нескольких минут. При этом на снимке начинают проявляться цвета и мелкие детали, невидимые глазом. При использовании цифровой фототехники и последующем компьютерном сложении серии снимков суммарная длительность экспозиции может достигать десятков и даже сотен часов! Вообще современная астрофотография немыслима без использования компьютерной обработки снимков.

Но хотя обработка снимков – очень интересное занятие со своими секретами и нюансами, это отдельная очень большая тема и мы не будем ее касаться в данной статье, тем более что исходные материалы для обработки еще нужно получить. Рассмотрим требования к оборудованию для астрофотографии.

Какая монтировка подойдет для телескопа для астрофотографии?

Телескоп Levenhuk KSON Ekcentrik ED805.5 GoTo - попробуйте себя в съемке объектов дальнего космосаДля качественного астрофото хорошая монтировка едва ли не более важна, чем телескоп (объектив) и фотоаппарат. Так, небольшой телескоп или даже фотообъектив на жесткой монтировке позволит получить отличные снимки, тогда как даже 10-дюймовый телескоп без хорошей монтировки совершенно бесполезен для астрофото. Желательно чтобы монтировка имела приводы по обеим осям и возможность управления с компьютера – это позволит использовать автогидирование. Дело в том, что даже самая жесткая и точная монтировка ведет телескоп несколько неравномерно, во время визуальных наблюдений мы этого не просто замечаем. А вот при фотосъемке ошибки ведения накапливаются, и звезды на снимке теряют свою круглую форму, становятся черточками или галочками. Это проявляется тем сильнее, чем больше фокусное расстояние объектива. Компьютер с помощью автогида (небольшой телескоп или фотообъектив с камерой, жестко закрепленный на трубе основного телескопа) отслеживает ошибки ведения и корректирует работу приводов монтировки для их своевременного устранения. В общем случае телескоп меньшего диаметра на более стабильной монтировке предпочтительнее, чем более апертуристый, но неустойчивый.

Какая рекомендуется светосила объектива?

Телескоп для результативной астрофотографии должен быть как можно более светосильным (иметь относительное отверстие f/6–f/4) – это позволяет собрать больше света от небесных объектов за меньший промежуток времени. Обычно для дипскайного астрофото используют либо небольшой полуапохромат, установленный на монтировке с автонаведением – как компактный инструмент для поездок, если объем багажа ограничен, либо рефлектор Ньютона апертурой 200–250 мм на экваториальной монтировке. Очень желательно наличие у телескопа электрофокусера или хотя бы двухскоростного фокусера Крейфорда – если при визуальных наблюдениях небольшие неточности фокусировки компенсируются хрусталиком глаза, и мы их даже не заметим, то при использовании телескопа для астрофотографии это приведет к размытости снимка.

Особенности съемки объектов дальнего космоса

Съемка дипскай-объектов обычно производится в прямом фокусе телескопа, при этом он используется как объектив зеркального фотоаппарата. Для этого к фотокамере присоединяется соответствующее Т-кольцо с резьбой, которое, в свою очередь, накручивается на резьбу на фокусере телескопа. Наиболее популярны у любителей зеркальные фотоаппараты производства Canon, но если у вас уже есть другой фотоаппарат – его тоже можно использовать.

Для дипскайной астрофотографии крайне желательно выезжать подальше от городских огней – в условиях сильной засветки при выдержках более 30 секунд слишком возрастает яркость фона неба, и получить сколько-нибудь качественные снимки невозможно. Исключение составляет съемка через узкополосные фильтры, но и они не могут заменить темное загородное небо.

Особенности лунно-планетной съемки

Вид Луны в телескоп начального уровняЛунно-планетная съемка имеет свои особенности, и часто бывает так, что опытный фотограф-дипскайщик не может получить даже фото Луны через телескоп. Дело в том, что Луна и планеты – весьма яркие объекты, и при их съемке не требуется большая выдержка. Обычно их снимают на веб-камеры или специальные астрономические камеры, затем ролик разбивается на отдельные кадры и складывается с помощью специального программного обеспечения. Существуют специальные переходники на диаметр 1,25", с помощью которых веб-камера устанавливается вместо окуляра телескопа. Также при съемке планет часто используются черно-белые камеры с использованием светофильтров соответственно красного, зеленого и синего цветов, и последующим поканальным сложением для получения цветного изображения.

При лунно-планетной съемке требования к точности ведения телескопа не настолько высоки, небольшие погрешности компенсируются при обработке. В принципе, первые фото с телескопа можно получить даже с ручным ведением, но лучше все-таки использовать моторизированную монтировку. Для того чтобы увеличить размер диска планеты на матрице камеры, нужен телескоп с максимально большим фокусным расстоянием. Для его увеличения используются 3-кратные и даже 5-кратные линзы Барлоу, при этом эквивалентное фокусное расстояние системы может доходить до 10 метров!

Луна сквозь объектив Levenhuk SkyMatic 135 GTA: (видеозапись сделана на обычный цифровой фотоаппарат!)

Какие телескопы подойдут для съемки Луны?

Для астрофотографии планет используются разнообразные телескопы, наиболее распространены оптические схемы Максутова и рефлекторы Ньютона. При этом, чем больше апертура, тем больше подробностей и мелких деталей проявится на снимке.

Если вы хотите поскорее получить свое первое фото через телескоп, стоит попробовать себя в съемке Луны – это наиболее контрастный и довольно простой объект, и порой даже одиночного кадра достаточно для получения качественного снимка.

Телескоп Sky-Watcher 80S AZ-GTe SynScan GOTO Телескоп Sky-Watcher BK 1149EQ1 Телескоп Bresser Pollux 150/1400 EQ3 Телескоп Levenhuk Skyline PRO 127 MAK

Автор: Сергей Чернышев
Статья обновлена в марте 2020 года

Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.

Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.